По данным специалиста Южного регионального отделения Государственной Комиссии по делам религии при ПКР Акматбека Оморова, после обретения независимости в стране было 39 зарегистрированных религиозных организаций. Сейчас их количество достигло 3257. Из них 2856 организаций исламского направления, 115 религиозных учебных заведений, 68 центров и фондов. Также в стране зарегистрировано 2600 мечетей, еще около 400 не прошли регистрацию. В стране из чуть более сотни медресе функционируют лишь около 80, из которых 7 медресе для женщин и девочек.
Рост религиозности в обществе показал востребованность религиозных учебных заведений. Был период, когда многие семьи забирали детей из общеобразовательных школ и отдавали на обучение при мечетях, в худжрах и первых медресе. Замена светского образования на религиозное не была позитивно воспринята обществом. Все чаще задавали вопросы: «Чему и как учат в этих местах?» «Кем они смогут работать?». Государство не было готово работать в этой чувствительной сфере, с одной стороны был риск ущемления прав верующих, с другой — вероятная радикализации и прочие более серьезные негативные последствия. Отсутствие стандартов привело к появлению массы религиозных учебных заведений, которые работали без лицензий, без единых учебных программ. Но они пользовались большой популярностью среди населения. Сейчас продолжается этап упорядочения работы религиозных учебных заведений.
![](https://prevention.kg/wp-content/uploads/2019/09/20190820_121309-1024x768.jpg)
По данным за прошлый год, в медресе учились более 8 тысяч человек, но сюда не входят данные учебных заведений, не прошедших регистрацию в Духовном Управлении мусульман Кыргызстана (ДУМК) и Госкомиссии по делам религий (ГКДР). В стране только один Исламский университет получил лицензию Министерства образования. Это сложный процесс, тем более у Минобразования нет практики лицензирования подобных заведений. Среди требований было преимущество светских предметов программы обучения на 60-70%, но в медресе превалируют религиозные предметы.
Для открытия медресе должна быть создана инициативная группа из 200 местных жителей, руководитель должен иметь теологическое и светское образование. Открытие заведения должно быть согласовано с органами местного самоуправления и населением. Медресе должно пройти регистрацию в ДУМК и ГКДР.
Назвала медресе в честь отца
После многолетней работы по согласованию 4 года назад в селе Гулистан Ноокатского района открылось медресе для девочек имени Атаназар кары, которым руководит Шарифахон Атаназарова. Согласно требованиям ДУМК, в медресе принимают детей только после 9-го класса образования. В медресе, как правило, учатся люди разных возрастов. Сейчас здесь учится 166 женщин и девушек. Все медресе являются коммерческими учебными заведениями, которые существуют на пожертвования спонсоров и оплату учеников. В этом медресе оплата составляет 1000 сомов в месяц. По словам делопроизводителя Калиды Исаковой, из малоимущих уязвимых семей ученицы могут оплачивать меньшую сумму в силу возможностей.
![](https://prevention.kg/wp-content/uploads/2019/09/20190820_135338-1024x768.jpg)
Исакова заметила, что в программу обучения включены светские предметы: кыргызский, русский и арабский языки, история Кыргызстана, основы компьютерной грамотности. Обучение есть двухлетнее и трехлетнее. Для получения дополнительных навыков рабочей профессии в медресе есть курсы кулинарии и швейного дела. В прошлом году по проекту получили 4 ноутбука.
«Востребован русский язык, так как некоторые потом уезжают в Россию. В основном, у нас многие учатся для себя, так как женщинам и девушкам очень важно быть образованными. Женщина — это основа семьи, от уровня ее образованности зависит развитие детей. Именно женщина дает основы религиозных знаний детям. В медресе ученицы получают хорошее воспитание, поэтому эти заведения востребованы», — добавила Исакова.
Руководитель прогрессивного общественного объединения «Мутакалим» Жамал Фронтбек кызы рассказала о совместной с ДУМК и ГКДР работе над внедрением нового предмета в медресе — граждановедения. Являясь лидером религиозных женщин, Жамал имеет три высших образования: теологическое, экономическое и юридическое, она настаивает на том, чтобы женщины-мусульманки были всесторонне образованными, воспитывали в себе лидерские качества и умели отстаивать свои права. «Хотите жить свободно? Боритесь! В законах и религиозных учениях права мужчин и женщин равны, но много лет нам преподносили основы религии с позиции мужчин». Она рекомендует женщинам изучать национальное законодательство и международные нормы, Коран и сопутствующие труды для более глубокого понимания ценности женщины в семье и обществе. Умная, образованная женщина является важным звеном в профилактике радикализации. Поэтому очень важно систематизировать и улучшать учебные программы религиозных учреждений для женщин и девушек.
![](https://prevention.kg/wp-content/uploads/2019/09/20190820_135710-1024x768.jpg)
«Религия — это жизнь, но не специальность»
Проблем в сфере религиозного образования достаточно, например, все чаще поднимают вопрос статуса диплома или аттестата выпускника медресе. Выпускники 9-го класса общеобразовательной школы после двухлетнего обучения в медресе не получат аттестат государственного значения о среднем образовании. Так как медресе не придерживаются программы 10-11-х классов общеобразовательных школ и не имеют лицензии Министерства образования. Если после медресе выпускник пожелает получить высшее образование, ему придется пройти общереспубликанское тестирование и на общих основаниях поступать в вуз.
Об этом рассказала преподаватель медресе для женщин в Джалал-Абаде Гульсара Каримова. «До сих пор не ясен статус диплома медресе, считается ли это средне-специальным или высшим образованием или нет? Наши выпускники хотят внести свой вклад в развитие, не все желают оставаться домохозяйками и ограничиваться себя кухней и воспитанием детей. Но наши дипломы не принимаются государством, они не дают возможность трудоустроиться в госорганы. Наши выпускницы дополнительно учатся на педагогов, есть желающие поступить на теологический факультет, но из-за дорогого контракта не могут себе это позволить. Кто мы после обучения в медресе? Религия — это духовность, это жизнь, но это не специальность».
![](https://prevention.kg/wp-content/uploads/2019/09/20190821_100820-1024x849.jpg)
В идеале медресе — это учебное заведение, где обучают высшим канонам ислама, а его выпускники должны считаться теологами. На практике выпускники медресе могут обучать арабскому языку и Корану, преподавать основы воспитания в духе ислама.
Руководители медресе понимают, что в условиях конкуренции нужно подстраиваться под нужды учеников и внедряют дополнительные курсы по получению навыков дополнительным специальностям: домашней медицинской сестры, швеи, кондитера. Но опять-таки диплом не будет играть значения при трудоустройстве.
Для решения вопросов с религиозными учебными заведениями нужно усилить работу с ДУМК, ГКДР по вопросам женского лидерства, развивать направление по подготовке имамов-женщин для женщин, содействовать повышению потенциала преподавателей и увеличению объема светских предметов с целью стандартизации учебной программы и лицензирования в Министерстве образования.
Изучать религию можно в любом возрасте
Большим преимуществом обучения в религиозном заведении является то, что туда принимают женщин любого возраста. Жительница Кара-Суйского района Бибинур Кудайбердиева пенсионерка, раньше работала связистом. Она мать пятерых детей и бабушка 12 внуков. Родом из Башкирии, Бибинур вышла замуж за парня-уйгура и осталась жить в Кыргызстане. После распада Советского Союза ее младший брат уехал в Татарстан, где углубился в изучение религии. Во время приезда в Кыргызстан, он растолковал родным основы ислама, так Бибинур стала интересоваться религией, со временем покрыла голову платком, исполняет все религиозные обряды. По ее словам, она стала более стойкой, терпеливой и спокойной. У нее возникло желание узнать больше о священном писании, изучить арабский язык. Но в те годы не было медресе, поэтому она изучала язык по самоучителю. Лишь в 2009 году впервые пошла в медресе, с тех пор периодически посещает занятия, помогает другим с изучением. «Мне языки легко даются, я знаю все местные языки. Заметила, что немало женщин моего возраста тоже изучают арабский язык и Коран. Говорят, что женщина дома — это медресе».
Жамал Фронтбек кызы добавляет, что для достижения семейной гармонии все должны трудиться, знать свои права и обязанности, радовать друг друга, «это можно сравнить с цветком, который нужно ежедневно поливать, женщина должна быть мудрее и в семье, и в отношениях.
![](https://prevention.kg/wp-content/uploads/2019/09/20190821_111225-1024x768.jpg)
P.S. Светскость государства
В соответствие со статьей 1 Конституции Кыргызской Республики является суверенным, демократическим, правовым, светским, унитарным, социальным государством. Светскость государства означает, что религия отделена от государства и государство регулируется на основе гражданско-правовых норм, не допускается вмешательство религиозных организаций и служителей религиозных культов в деятельность органов государственной власти и местного самоуправления. Кыргызстан является конфессионально-нейтральным государством, не ассоциирует себя ни с какой религией и не использует никакую религиозную идеологию в качестве официальной, обязательной для граждан. Вероучение религиозных организаций не может устанавливаться в качестве обязательного для граждан. Все религии и религиозные организации равны перед законом. В стране свобода совести и вероисповедания. Государство ограничивает деятельность религиозных организаций и движений, опасных для личности, общества и государства. Также осуществляет контроль за содержанием религиозного образования, религиозной литературы, религиозных материалов в СМИ с целью недопущения пропаганды экстремистских или деструктивных идей, религиозной розни и призывов к насилию.
Сахира Назарова, журналист для PreventionMedia
На обложке фото: https://ucentralasia.org
Фотографии с медиатура Сахиры Назаровой